Сотрудничество
Виды страхования |
Как отмечается в литературе, централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение этого фонда — возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших масштабные разрушения и большие человеческие жертвы. Этот фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме. В натуральной форме он представляет собой постоянно возобновляемые запасы продукции, материалов, сырья, топлива, продовольствия по определенной номенклатуре, которые размещены на специальных базах. Фонд самострахования — как правило, это децентрализованный, организационно обособленный фонд преимущественно в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Вместе с тем возможна и денежная форма фонда самострахования. Фонд самострахования дает возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства. Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников — предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан. Участники этого фонда (пайщики и пользователи) выступают в качестве страхователей. Формирование фонда происходит только в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы каждым участником (страхователем) уплачиваются обособленно. Рассматривая виды страхования, осуществляемые через указанные страховые фонды, следует выразить сомнение в существовании такого вида страхования, как «самострахование». При таком страховании не возникает особого экономического отношения — страхового отношения. При самостраховании как формирование «страхового фонда», так и его расходование осуществляется без возникновения особых экономических отношений. Это есть внутренний акт субъекта по распределению своего дохода, где этот субъект по отношению к самому себе одновременно выступает как бы и страхователем, и страховщиком. Иначе говоря, при самостраховании не возникает общественных отношений, опосредующих процессы формирования и использования страховых фондов. Эти фонды формируются самим страхователем, что называется, в одиночку. И если сопоставить самострахование с теми признаками, которые ему приписывает обозначенная выше теория «страхование как экономическая категория», то мы не увидим здесь ни распределительных отношений, когда деньги перемещаются от одного лица к другому, ни страхового сообщества, ни расклада ущерба, ни солидарной ответственности страхователей друг перед другом, ни страхового фонда, созданного за счет взносов страхователей. К тому же применительно к физическому лицу вряд ли вообще применима категория «специальный страховой фонд». Скажем, если бабушка скопила, откладывая в чулок, деньги на свои похороны, то назвать этот чулок «специальным страховым фондом» будет тем абстрактным теоретизированием, которое можно назвать лишь заумным, анекдотичным и явно псевдонаучным. С таким же основанием можно назвать «специальным страховым фондом» те запасы зерна, которые создает на зиму сурок или мышь-полевка. Не является страхованием (применительно к своему пониманию в экономическом и правовом смысле) и то страхование, которое осуществляется через формирование и расходование таких централизованных государственных фондов, как стратегические запасы и финансовые резервы, создаваемые в рамках бюджета. Здесь также не возникает особых страховых отношений. Стратегические резервы в натуральной форме формируются в рамках отношений государственного закупа, которые представляют собой обычные отношения купли-продажи. При образовании финансовых (денежных) резервов, создаваемых в рамках бюджета, эти резервы формируются и расходуются посредством бюджетных отношений (включая налоговые), которые даже при самом расширенном толковании категории «страхование» представляют самостоятельный вид экономических отношений, отличных от страховых отношений. Создание же в рамках бюджета особого фонда финансирования непредвиденных расходов является внутренним актом государства по распределению и структуризации своих денежных средств. По этим же причинам не является страхованием в специальном своем значении и то страхование, которое относится к государственному социальному и пенсионному страхованию. В равной мере нельзя считать страхованием деятельность государства по формированию денежных фондов за счет налогов, даже если эти фонды и предназначены для осуществления социальной защиты населения. Формирование этих фондов осуществляется в рамках не страховых, а налоговых отношений. Причем если государство даже и назовет платежи в такой фонд страховым взносом, экономическая сущность данных платежей не изменится и они по-прежнему останутся налоговыми, будучи лишь замаскированными под страховые. Иначе говоря, установление государством страховых платежей в рамках обязательного государственного социального страхования по своей экономической сути есть вовсе не страхование, а замаскированное налогообложение. Расходование средств данных фондов также осуществляется в рамках не страховых, а иных экономических отношений. Так, если этот «страховой» фонд формируется в рамках бюджета, то это будут бюджетные отношения; если фонд является внебюджетным, то такие отношения выступят расходными отношениями данного фонда. Страховые отношения (в части уплаты страховой премии) и налоговые отношения (как доходные отношения фондов «государственного социального страхования») — это разные виды экономических отношений. Страховые отношения относятся к категории возмездных (эквивалентных) экономических отношений, налоговые отношения — к категории безвозмездных (неэквивалентных) отношений. Столь же различны по своей экономической природе страховая выплата, производимая в рамках страхового отношения, и социальное пособие (например, пособие на случай временной нетрудоспособности). Кстати, ранее государственные финансовые институты, посвященные социальному страхованию и пенсионному страхованию, именовались не страхованием, а обеспечением. Такой подход, как представляется, был более правильным. Да и сегодня они регулируются не страховым, а налоговым правом и правом социального обеспечения. По изложенным выше причинам трудно признать страхованием и обязательное медицинское страхование в том виде, в котором оно существует в настоящее время, так как взносы в «специальный страховой фонд» по существу являются обычными налогами. Поэтому-то как страховая конструкция обязательное медицинское страхование и «функционирует с таким скрипом». Это и понятно: страхование есть объективная экономическая категория, имеющая свои закономерные специфические признаки и строго определенный набор конструктивных элементов, которые не могут быть изменены субъективными волеизъявлениями, даже если они облечены в форму законов. Вне этих признаков и элементов реализовать свое экономическое назначение страхование просто не в состоянии. Отметим также, что социальное страхование не соответствует и тем признакам страхования, которыми наделяет его теория «страхование как экономическая категория». Так, «страховое сообщество» при данном страховании включает в себя по существу всю страну, все общество, поскольку по действующей системе налогообложения указанные фонды формируются за счет налогов, плательщиками которых (так сказать, страхователями) выступают все юридические лица без исключения, а застрахованными — все население страны без исключения. В результате «страховое сообщество» теряет всякие рамки. При этих обстоятельствах говорить о «замкнутом раскладе ущерба», о «солидарной ответственности страхователей» уже не приходится. В итоге следует признать, что ни «самострахование», ни страхование, реализуемое через государственные централизованные натуральные и денежные фонды, не соответствуют тем признакам страхования, которые вытекают из теории «страхование как экономическая категория». И уж, конечно, эти виды страхования не соответствуют страхованию как правовой категории, в основе которого лежит правоотношение, субъектами которого являются страховщик и страхователь. В данных страховых конструкциях такая фигура, как страховщик, отсутствует. Не будем же мы серьезно полагать, что при «самостраховании» страховщиком является сам страхователь, а при страховании, осуществляемом через централизованные государственные фонды, страховщиком выступает само государство! Таким образом, не всякое формирование натуральных и денежных фондов, предназначенных для возмещения ущерба, выражает собой страхование в специальном значении этого термина. Нельзя расширять понятие страхования до бесконечности, охватывая им любую деятельность, связанную с созданием запасов или резервов. В связи с этим в литературе правильно, на наш взгляд, указывается, что если принять структуру страхового фонда как совокупность запасных, резервных и иных фондов, то возникает путаница как в понятии «страхование», так и в понятиях «резервный фонд» или «запасной фонд». Последние существуют сами по себе и выполняют свойственные только им функции. Попытка расширительного понимания страхового фонда, в который вкладывают необходимые государственные и общественные расходы, приводит к расплывчатому пониманию этой важной категории страхования Создание специальных денежных фондов (хоть государственных, хоть частных) далеко не самое главное в страховании. Оно вообще может осуществляться и без создания специальных страховых фондов, когда страховщик отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, как это имеет место при организации страхования в системе корпорации Ллойда. Тем более нельзя страхование возводить до уровня идеи взаимопомощи и даже взаимной поруки. |